Китайская компания Hawtai перестала поставлять российским дилерам новые автомобили, сообщили несколько источников в дилерском сообществе. Собеседники убеждены, что до конца года марка может покинуть отечественный рынок. Низкое качество, устаревший дизайн автомобилей, высокая цена, отсутствие налаженного сервиса и провальный имидж стали причиной низкого спроса на машины Hawtai в России, полагают эксперты.
Продали и забыли
На официальном сайте российского офиса Hawtai для российского рынка предлагаются лишь две модели: кроссоверы Boliger и Laville. До октября 2018 года Boliger производился в Черкесске на мощностях завода Derways. Именно на черкесское предприятие было выдано Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) для Boliger, которое дает право на выпуск в обращение (на рынок) автомобилей.
Однако с октября прошлого года конвейеры Derways остановлены. Причиной прекращения работы стали налоговые проверки и последовавшее уголовное дело. Следователи СК Карачаево-Черкесии предъявили руководству завода обвинение в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. Из-за того, что ОТТС на Boliger было выдано на черкесский завод, Hawtai не может импортировать эту модель из Китая или производить ее на других сборочных площадках в России. Требуется новая сертификация, но, как сообщил источник, близкий к автомобильному институту НАМИ (проводит краш-тесты под требования ЭРА-ГЛОНАСС), «китайская компания не начинала сертификацию Boliger как полнокомплектного, то есть экспортного автомобиля».
Несколько собеседников в дилерской среде подтвердили отсутствие поставок новых автомобилей в автосалоны. «По Boliger ситуация такая: в автосалоне у меня и других дилеров автомобиля моложе 2017 года не найти. Если где-то по телефону другие дилеры говорят, что есть автомобиль 2018 года, то это сказки особо “делового” менеджера по продажам. У некоторых конкурентов есть в наличии Laville 2018 года выпуска — эта машина более свежая и более современная. Но суть в том, что у нее ценник начинается от 1 млн рублей, и это за машину с передним приводом. Тут надо быть очень “одаренным” человеком, чтобы взять Laville вместо того же Renault Kaptur или Hyundai Creta. Мы одну машины взяли посмотреть, как пойдет, до сих пор продать не можем. Ну, как бы, на этом у нас с ними все закончилось. Новые автомобили Hawtai больше не поставляет, да и запроса на них совершенно нет», — рассказал «Известиям» представитель одного из официальных дилерских центров Hawtai.
Уголь первым делом
По данным статистического агентства «Автостат инфо», в 2018 году в России было продано 86 (-18%) новых автомобилей Hawtai. Из них большая часть пришлась на кроссовер Boliger (74 шт.), а модель Laville за прошедший год выбрали лишь 14 человек. Согласно мартовскому отчету комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России, за январь-февраль 2019 года на отечественном авторынке было реализовано всего шесть машин этой марки.
Компания Hawtai вышла на российский рынок в 2014 году, дебют Boliger состоялся тогда же на Международном московском автосалоне. 18 лет назад компанию Hawtai основал китайский бизнесмен Чжан Сюгэнь, его основной бизнес — добыча угля. В Китае и Монголии Чжан владеет несколькими горно-обогатительными комбинатами. Два завода Hawtai расположены в Ордосе (Внутренняя Монголия) и Тяньцзине.
Свою историю Hawtai начала как партнер по совместному производству компании Hyundai. В 2010 году корейцы отказались от сотрудничества с фирмой. На тот момент китайцы смогли перенять часть опыта и выкупили патенты на старые платформы, некоторые узлы и агрегаты. Собственно, при производстве кроссовера Boliger были использованы технические решения старого поколения Hyundai Santa Fe.
Электромобили переехали дорогу
У небольших китайских частных автокомпаний уже нет перспектив на российском рынке, считает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. По его словам, автопром Китая сильно фрагментирован, там насчитывается примерно 140 национальных автопроизводителей, что, безусловно, перебор даже по меркам этой многонаселенной страны.
«С этого года в китайском автопроме начался ключевой перелом, потому что ранее правительство страны обязало каждую автокомпанию в 2019 году начать продажи электромобилей. Из-за небольшого количества денег и инженерных навыков мелкие автопроизводители не могут позволить себе создавать конкурентоспособные электромобили. Это не могут потянуть даже такие мощные компании, как Lifan. В прошлом году Hawtai объединился с фирмой SG, и сейчас у них самая большая головная боль — местный рынок, на который нужно вывести электромобили. Им, строго говоря, не до России и вообще не до зарубежных рынков. На какое-то время маленькие частные китайские автокомпании вообще прекратят экспорт, тем более приносящий убыток», — объясняет Сергей Ифанов.