Цена новых автомобилей устремилась к новым высотам и рискует достигнуть Марса раньше человечества. А значит, всё больше людей смотрит в сторону подержанных машин. На инфографике ниже мы сравнили предложения первичного и вторичного рынков для трёх ценовых отметок, чтобы вам было проще ориентироваться при выборе своего варианта.
При анализе мы использовали усреднённые данные о цене популярных моделей в зависимости от года выпуска. Разумеется, стоимость колеблется в широких пределах в зависимости от состояния автомобиля и комплектации, поэтому приведённые данные носят ознакомительный характер.
А вот как менялась стоимость трёх популярных моделей за последние четыре года: рост был неудержимый.
Но и цены на вторичном рынке, увы, подтянулись за первичным. Например, во второй половине 2016 года на рынок вышел кроссовер Hyundai Creta. Комплектация с кондиционером, двигателем 1,6 литра и передним приводом тогда стоила от 859 тысяч рублей. В нормальных условиях за истекшие два с половиной года её стоимость упала бы на 10–15%. На деле же Creta первых выпусков стоит чуть ли не дороже: 850–920 тысяч рублей.
Точка отсчёта — 500 тысяч
Интерес к подержанным машинам особенно силён в сегменте цен до 500 тысяч рублей. Если лет десять назад за эту сумму предлагался широкий ассортимент моделей, вроде Ford Focus, Chevrolet Lacetti, SKODA Fabia, то сегодня — только Lada Granta (от 518 тысяч стоит Lada 4×4).
Даже если посмотреть автомобиль в возрасте 3–5 лет, скорее всего, это будет «бюджетник» вроде KIA Rio, Renault Logan и его производных. За полмиллиона можно подыскать и Ford Focus, хотя средний возраст будет уже ближе к 6–7 годам.
А если душа желает праздника, за те же деньги можно подобрать Mercedes-Benz E-класса, но выпущенный в первой половине нулевых.
Ходовая цена — 800 тысяч
Планку в 800 тысяч рублей мы выбрали потому, что на первичном рынке к ней тяготеет большинство так называемых бюджетных автомобилей в хороших комплектациях вроде Hyundai Solaris, KIA Rio, Volkswagen Polo и даже топовые версии Lada Vesta.
Среди трёхлеток за эти же деньги есть широкий выбор машин вроде Volkswagen Jetta и KIA Ceed, а среди пятилетних можно посмотреть Toyota Corolla — ликвидная модель теряет в цене медленнее прочих одноклассников.
Выбор десятилетних машин за эти деньги широк и соблазнителен, например, по данным Auto.ru, средняя цена реализуемых через сайт BMW пятой серии 2009 года выпуска — 803 тысячи рублей. Любители приключений (во всех смыслах) за эту же сумму обратят внимание на Land Rover Discovery или Range Rover Sport.
Кроссоверы за миллион рублей
За миллион предлагается немало легковушек, хотя ходовые версии новых автомобилей С-класса вроде Ford Focus, SKODA Octavia, KIA Ceed стоят больше. Кроме того, за последние годы выбор в сегменте существенно сократился, например, из России ушли Renault Megane и Fluence, Volkswagen Jetta, Opel Astra, Chevrolet Cruze, Honda Civic и так далее. Акцент сместился на кроссоверы.
Правда, если хочется новый аппарат с полный приводом и более-менее хорошей комплектацией, основной выбор россиян, судя по статистике, — это Renault Duster и родственные ему модели. Также можно посмотреть внедорожник «УАЗ-Патриот» в топовой версии и ряд китайских моделей. Не забудем и более дешёвые Lada 4×4 и Chevrolet Niva.
Зато среди подержанных машин ассортимент куда шире, и кого-то привлечёт трёхлетний Hyundai Creta в средних версиях: он уступает Duster по проходимости, но не имеет столь явных следов экономии. А среди пятилетних полноприводников можно посмотреть Nissan Qashqai, KIA Sportage, более крупный Mitsubishi Outlander или замахнуться на премиальный BMW X1 ещё с заднеприводной платформой (сейчас X1 по умолчанию переднеприводный).
Но ещё больше соблазнов ждёт тех, кто не побоится смотреть десятилетние кроссоверы: выбор включает BMW X5/X6, Audi Q7, Infiniti FX, Mercedes-Benz ML и так далее.
Какой возраст оптимален
Плюсы новой машины — заводская гарантия, известная предыстория (хотя битые экземпляры встречаются и в автосалонах) и максимальный остаточный ресурс.
Минусы новой машины, помимо высокой цены, — это её быстрая потеря в первые годы. Сейчас эффект нивелирован общей инфляцией на рынке, что мы увидели на примере Hyundai Creta, но в относительных величинах потеря стоимости в первые годы для новых автомобилей выше, чем для подержанных (при прочих равных).
Чем старше автомобиль — тем он «жирнее»: больше салон, мощнее моторы, богаче комплектация. Скажем, пятилетний разбег по возрасту позволяет купить автомобиль на один размерный класс больше и с лучшим оснащением.
Обратная сторона медали
Обратная сторона «бэу» — увеличение рисков и стоимости потенциального ремонта, что особенно актуально для возрастных премиум-автомобилей: больший износ (и, возможно, битость) накладываются на сложность и дороговизну конструкции.
Отдельный вопрос при покупке подержанных автомобилей — их юридическая чистота, корректность пробега и отсутствие скрытых повреждений. Современные сервисы продажи автомобилей всё активнее используют «верификацию» автомобилей при выставлении объявления: при этом проверяется состояние и реалистичность пробега.
В любом случае невредно тщательно изучить машину самому, в том числе на её залоговый статус: покупка закредитованного автомобиля сулит массу головной боли. Добросовестность покупки можно подтвердить, заверив у нотариуса результаты проверки автомобиля по реестру залогового имущества.
Слабые места и неудачные узлы есть практически у каждой марки: иногда подводит неудачный «робот», вариатор или двигатель с высоким расходом масла. Выбирая автомобиль, уделяйте внимание не только надежности марки/модели в целом, но и «репутации» наиболее дорогостоящих узлов: двигателя, трансмиссии, электронных систем.
Покупатели подержанных машин частенько задаются вопросом, какая модель надёжнее, но сегодня вопрос звучит не вполне корректно, потому что заведомо надёжных марок и моделей практически не осталось. Львиную долю проблем владельцам доставляют конкретные агрегаты: скажем, неудачные модели двигателей или коробок передач.
При выборе в пользу возрастного и шикарного автомобиля имейте в виду и «естественные» траты вроде расходов на топливо, транспортного налога и страховки. Так, в ряде регионов с автомобилей мощнее 150 л. с. взимается транспортный налог больше 7,5 тысячи рублей, а за автомобиль мощнее 250 л. с. — под 40 тысяч рублей и выше.
Риски поиметь проблемы с залоговым автомобилем сейчас ниже: с 2014 года действует система, которая позволяет добросовестным покупателям добиться правды в суде.