Скрипят колодки

Скрипят колодки

Как должно вы можете терпеть жужжание мухи у вас под ухом? Готовы поспорить, что крайне мало. То же самое происходит и с тормозными колодками, издающими, противный для человеческого уха, скрежет. Даже если он совсем безобиден и не несет за собой никаких серьезных последствий, — никто не вынесет постоянного писка, «висящего» в воздухе.

Причин, по которым тормозные элементы могут издавать скрип, немного. Насчитывается порядка шести основных. В них могут входить не только колодки, вышедшие из строя, а также диски, засорение тормозной системы пылью, песком и грязью, ступичные подшипники или неверный размер колодок.

Для того чтоб выявить и устранить причину, нужно продиагностировать все шесть возможных причин. А после произвести ремонт, а лучше замену тех частей, что были изношены. Конечно, всю эту процедуру можно провести самостоятельно. Но в таком случае, вы должны быть уверенны, что сделаете все правильно. Ведь от этого зависит ваша безопасность и жизнь, а также безопасность пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому, если у вас нет уверенности в том, что вы достаточно хорошо разбираетесь в тормозной системе, то будет лучше воспользоваться услугами специалистов автосервиса или подробно почитать информацию на etlib.ru.

Как показывает практика, то в большинстве автомобилей первыми выходят из строя колодки на передней оси. Иногда, одновременно, иногда неравномерно изнашиваясь. Это происходит из-за увеличенного давления при торможении. Когда автомобиль тормозит, то большая часть массы автомобиля переходит на его переднюю часть, а задняя слегка приподымается, что служит перебросом большей массы на переднюю ось. Данный факт и служит причиной более быстрого износа передних элементов торможения. Стоит сказать, что резкое торможение только усиливает данный эффект. Поэтому рекомендуется в первую очередь провести осмотр передник колодок.

Причины скрипов

Появление скрипов может начаться через несколько лет эксплуатации автомобиля, а возможно, через час после замены на новые. Все зависит от того, какие колодки были установлены и того, как они использовались.

Скрипят новые колодки

Некоторые модели колодок идут с завода с защитным (начальным) покрытием. Оно представляет собой слой такой же фрикционный слой, только с большей плотностью. Поэтому он, вследствие трения, издает слышный скрип, ощутимый на первых 50-70 километрах езды. Данный факт абсолютно нормален и безопасен, так что не стоит беспокоиться. Через какое-то время все придет в норму. Но если вы переживаете о качестве, то перед покупкой стоит уточнить в салоне, есть ли на колодках защитный слой. И делать выводы из полученной информации.

В некоторых моделях автомобилей есть проблема, часто с новыми колодками, цепляния ими опорного щита в момент торможения. Данный дефект не столь страшен и распространен на барабанных тормозах. Чтоб исправить эту неприятность, нужно аккуратно затереть место трения мелкой наждачной бумагой.

Также не стоит забывать о намагничивании металлического мусора и крошки на колодку. Налипание такого рода пыли приводит к изданию еле слышного, но заметного писка. Устранить данную проблему также просто. Нужно снять колодку и затереть рабочую поверхность наждачной бумагой. При этом нужно быть очень аккуратным, так как можно повредить фрикционное покрытие и просто испортить деталь.

Скрип старых колодок

Если начали скрипеть колодки, бывшие в эксплуатации длительное время, то причина может крыться в одном из следующих вариантов:

  • Погодные условия. На холоде фрикционное покрытие может замерзать и издавать скрип.
    Дабы устранить проблему, нужно просто не обращать на нее внимание, так как в процессе система разогреется и скрип пропадет.
  • Внешние причины. К ним относится попадание песка, грязи, мусора в место трения колодки и диска. Данная проблема хорошо ощущается не только по скрипу, но и по качеству торможения. То есть тормоза работают не на полную мощность.
    Решается вопрос путем очищения тормозных элементов от загрязнений.
  • Направляющие и суппорт. Механические повреждения, резкие температурные перепады и срок службы способны уничтожить целостность пыльников направляющих и основного поршня. Через трещинки в резинках могут проникать влага, пыль, песок, которая при трении об металл, начинает скрипеть. Кроме этого, весь скопившийся мусор может привести к деформации и преждевременному износу металлических элементов, вследствие трения. В итоге направляющая и поршень могут заклинить, что препятствует возвращению колодок на место и провоцируют нагревание тормозного диска. Данная проблема может вывести из строя сам диск или даже поспособствовать его деформации.
    Чтоб заняться устранением, прежде всего, стоит произвести диагностику самих пыльников, проверить их на целостность. А также проверьте суппорт и поршень на наличие свободного хода. Они не должны зажимать тормозные колодки, а также препятствовать их возвращению в исходное положение. При обнаружении поврежденных пыльников, стоит незамедлительно произвести замену. Также стоит применить смазочные материалы для суппорта и поршня, если их движение затруднено. Вовремя смазанные элементы не только не будут издавать писк, но и прослужат дольше, за счет легкого трения.
  • Колодки. Стоит сразу сказать, что скрипеть могут не только старые или изношенные колодки, писк может появиться с использованием новых запчастей. Есть целый ряд возможных причин, которые могут вызвать скрип. Например, покупка поддельной некачественной продукции. Экономия на фрикционном покрытии может привести к постоянному скрипу, который не прекратится. К тому же, некачественные колодки способны навредить дискам и другим частям системы. Также причина может крыться в неподходящей конструкции, так отсутствие скосов может вызвать скрип, если колодка была установлена неправильно. То есть она неплотно прилегает к диску, что свидетельствует о неравномерном износе. Поэтому торможение проходит в сопровождении пищащего звука от колес. Кроме этого причиной может стать отсутствие противоскрипные пластины. Они, конечно, устанавливаются не на все модели колодок. Соответственно, колодки без данных пластин вполне могут издавать неприятный звук, но это происходит не всегда и является, скорее, исключением.
    Есть несколько рекомендаций, которые важны при выборе новых колодок, так как исправить положение с некачественными или неправильными старыми, скорее всего, просто невозможно. Старайтесь покупать колодки либо фирменные, либо хорошего качества, которые имеют фрикционное покрытие средней жесткости. Так они прослужат дольше и лучше. Ведь мягкий слой – изнашивается слишком быстро, а слишком жесткий – вредит поверхности диска. Также можно покупать колодки с каналами или насечками, которые предназначены для «устранения» скрипа. Кроме этого, вы можете установить на колодки пластин против скрипа, которые можно купить в магазине автозапчастей. При этом обязательно подбирайте их под модель ваших колодок и смазывайте обратную сторону пластины жидкостью (смазкой), идущей в комплекте или купленной отдельно. Но стоит помнить, что даже пластины не смогут помочь, если материал покрытия колодок низкого качество или имеет какие-то дефекты.
  • Диски. Разогретая, во время поездки, поверхность диска и он сам может издавать скрип. Но это происходит во время критического разогрева, так как чрезмерное нагревание выделяет очень много тепла, которому некуда деться. Чаще всего это происходит с дисками, которые были длительное время в эксплуатации. Также модели с отсутствием вентиляции и насечек. Все дело в быстром нагреве и медленном остывании. Иногда, писк создают диски самых разных моделей. Это происходит в моменты резкого, считай, аварийного торможения.
    Самый легкий путь устранения проблемы – замена сплошного диска на вентилируемый. Но для некоторых моделей таких дисков просто не выпускают. Поэтому скрип станет постоянным спутником в дороге. Кроме этого, причина может таиться в изношенных дисках или дисках ненадлежащего качества. Возможно, диск поддался деформации, о чем может свидетельствовать прерывистое торможение. В таком случае нужно просто заменить диск на новый, подходящий по параметрам, так как старый может способствовать созданию аварийной ситуации на дороге.
  • Ступичный подшипник. Нормальный ступичный подшипник не способен создавать скрип, но сейчас речь идет сильно изношенном. Такой подшипник люфтит при движении, разогревая колесную ступицу. Тепло, скапливающееся на ступице, передается на колодку, тормозной суппорт и диск. Перегретые элементы системы издают слышимый писк. Кстати, изношенный ступичный подшипник усиливает свой писк от набора скорости. Чем она больше, тем сильнее слышен писк от подшипника.
    Изношенный подшипник – это прямая угроза безопасности во время поездки. На скорости он способен зажать колесо, словно в тиски, что может иметь трагические последствия. Так как ремонт его не возможен, единственным вариантом остается замена на новый.
  • Скрипуны. В простонародье – пискуны. Скрипуны – это специальный элемент, в виде металлической скобы, который установлен на колодку. Данная скоба имеет особенно полезную роль. По мере износа колодки, она приближается к диску. Когда фрикционного покрытия остается критически мало, то скоба начинает тереться о диск, издавая специфический скрип. Тем саамы она оповещает водителя о необходимости провести замену колодок. Дело в том, что данный девайс есть не на всех моделях. Что, несомненно, разочаровывает.
    Если скрипуны начали издавать свой «сигнальный» писк, соответственно, нужно заменить колодки. Стоит учитывать, что замену необходимо производить парно. Обе колодки передней или задней оси, вне зависимости от износа одной или другой. Замена только одного элемента будет способствовать неравномерному износу, который может наступить раньше срока. Поэтому меняем колодки только парами, дабы сохранить гармонию в системе.
    Бывает, что покрытие на колодке еще не износилось, а скрипуны уже «бьют тревогу». Данное явление происходит из-за некачественного крепления колодки. Вследствие чего, индикатор слишком быстро стал прикасаться к диску, издавая писк. Для решения, нужно переустановить колодку, выбрав для нее правильное положение.

Материалы

Бывает, что материалы покрытия колодок не совместимы с металлом диска. Все дело в том, что рецепт состава фрикционного покрытия у каждого производителя свой. Он должен быть эффективным, легким и выгодным, так как никто не желает нести убытки. Для того, чтоб продукция пользовалась успехом, им приходится искать «золотую середину» в данных критериях. Поэтому они варьируют состав и его качество. Поэтому от избытка тех или иных материалов, колодки могут скрипеть при торможении. В этом и выражается несовместимость материалов элементов тормозной системы.

Во избежание такой ситуации, можно идти двумя дорогами:

  1. Подбор колодок методом «тыка». Нужно найти ту фирму, которая впускает детали, полностью устраивающие вас в своей работе и характеристиках. Возможно, на такой подбор уйдет немало времени, сил и средств, но так вы сможете найти идеальный для себя вариант.
  2. Данный вариант является 100% гарантией совместимости. Но для этого вам придется дополнить покупку еще и тормозными дисками. Если вы знаете, какой фирмы установлены у вас диски, то вы можете просто подобрать пару колодок из каталога этой же компании. Все дело в том, что фирма производитель, изначально делает свою продукцию совместимой в каждом элементе. Поэтому подбирая детали от одного производителя, вы можете одним выстрелом убить двух зайцев. Найти детали, что будут полностью совместимы, а также предотвратить преждевременный износ одного из элементов тормозной системы.

Помните, что подбор колодок должен основываться на выборе подобных по форме и виду заводским. Таким образом вы можете быть уверенны, что они будут вести себя подобно оригинальным, не издавая свист.

Обратите внимание на инструкцию по эксплуатации, идущую с вашим автомобилем. Чаще всего, там указан период, когда нужно производить замену колодок. Для каждого автомобиля этот срок разнится, поэтому ориентируйтесь на состояние колодок и собственные ощущения от езды.

Начинайте диагностику с визуального осмотра, а только потом к практическому. Если видимых причин нет, то стоит обратить внимание на один из пунктов, перечисленных выше. Часто, скрип – это признак того, что колодки пришли в негодность. Но кроме этого, есть еще масса других причин, которые способны повлиять на состояние покрытие и его работу.

Так как тормозная система – это достаточно сложный механизм, то можно легко упустить из вида небольшие детали, которые и могут стать причиной скрипа. Например, образовавшаяся коррозия на тормозных элементов, засорение системы или другие, более серьезные проблемы. Также не стоит «стирать» покрытие колодок до критического состояния, так как это значительно ухудшает эффективность торможения. И в случае аварийной ситуации вряд ли помогут. Поэтому следуйте нашим советам и берегите себя!